→ Все новости

Парламент столкнулся с коррупцией на законах от МВФ

25/06/2015
Парламент столкнулся с коррупцией на законах от МВФ

Чтобы получить очередные 1.7 млрд долларов от МВФ, ВР должна была принять 8 новых законов, необходимых для этого. Однако, были приняты только три. Депутаты замялись на долгах «Нафтогаза», тарифообразовании, а также, на борьбе с коррупцией. По этому поводу на УНИАН вышла статья о том, как же, все-таки, проходило рассмотрение законопроектов.

Украина ждет решения Международного валютного фонда насчет выполнения программы реформ, необходимых для данного решения. Свое слово должен высказать Совет директоров МВФ, заседание которого планируется на середины июля.

Одобрение проделанной нашей страной работы будет основой выделения стране второго по счету кредитного транша в 1.7 млрд долларов по программе расширенного финансирования.

Чтобы получить заветную сумму, Украина обязана выполнить несколько условий. И здесь, нужно отметить, что МВФ дает нам фору. Дело в том, что если в апреле и мае в числе обязательных мер значились изменения законодательства и успех в реструктуризации части государственного долга, то сейчас в числе обязательных мер осталось только законодательство, а именно - восемь законопроектов, которые должны быть направлены на оздоровление банковского сектора, нефтегазовой отрасли, на прозрачность тарифной политики и ликвидацию коррупции среди государственных чиновников.

Читайте также: Goldman Sachs: Украина может ввести мораторий на выплаты долгов уже в июле

Законопроекты были созданы этой весной при активном участии специалистов из МВФ. Позиция Фонда была и сейчас остается максимально прозрачной: договориться с кредиторами – задача сложная, с учетом суммы долга, который планируется реструктуризировать - 23 млрд долл. Намного проще принять требуемые законы, которые позволят решить многие проблемы в экономике страны, которые накапливались годами. Как только данные законы будут работать, МВФ немедленно выделит деньги и продолжит сотрудничество – к тому же, все инструменты и ресурсы для этого имеются.

При этом, в правительстве такую снисходительность МВФ не спешат оценить. Из восьми реформаторских законопроектов были приняты пока лишь три – те, которые касаются усиления независимости Национального банка. Еще четыре закона - о «Нафтогазе», об установлении тарифов только на экономически обоснованном уровне, о системе гарантирования вложений и про борьбу с коррупцией. При этом, были рассмотрены только три в первом чтении, при чем, с огромными претензиями. А многострадальный законопроект о Национальной комиссии по регулированию в сфере электроэнергетики и коммунальных услуг, который должен был быть базисом государственной политики в сфере тарифного ценообразования, даже отложили «до лучших времен», описав его, как «сырой» и «коррупционный».

Однако, при этом, парламент и правительство собираются, все-же, доработать документы. Но только ко взаимному согласию нужно прийти уже к следующей неделе, а именно, ко вторнику. А это значит, что медлить нельзя и откладывать голосование за законы уже некуда. Ведь ставка - не просто пакет реформ, а репутация самой Украины и правительства, обещавшего реформы. Если через неделю парламент повторит ошибку предыдущего голосования по законопроектам для МВФ, Украине не только не дадут денег, но даже перестанут слушать и воспринимать в серьез.

Читайте также: Встреча Украины с кредиторами: шансы и реальность

В качестве “повторения пройденного материала”, нужно отметить, что пакет законопроектов по программе МВФ для депутатов - далеко не новость. Кроме того, данные документы уже обсуждались в комитетах, в зале парламента и даже в соцсетях. Для этого была организована встреча премьер-министром Арсением Яценюком с начальниками парламентских фракций перед самим голосованием за эти законопроекты в прошлый четверг, 17 июня, но особого особого ажиотажа встреча не вызвала. Голосов, как тогда представлялось, будет достаточно. Тем более что премьер-министр не один раз заявлял, что законопроекты не имеют политической составляющей, а их тексты уже давно были согласованы с юристами.

В то же время, несмотря на все предыдущие договоренности, первое голосование по набору законопроектов показало всю неустойчивость парламентского большинства. Депутаты еле нашли голоса на основные законопроекты по поводу Национального банка - о распределении доходов, фискальной независимости НБУ и внесении изменений в Бюджетный кодекс. Кстати, при этом, суть документов очень проста: они обязывают Нацбанк перечислять доходы в госбюджет по итогам годовой финансовой отчетности, а не авансом, как это было раньше. Кроме того, они усиливают фискальную независимость Национального банка, повышая роль Совета Нацбанка с одновременным страхованием профессиональной деятельности сотрудников и изменой функций правления НБУ.

«Увеличение фискальной независимости НБУ предусматривает появление общих резервов, которых достаточно для обеспечения работы Национального банка Украины, и позднее, запрет авансового перечисления денег в бюджет государства до принятия финансовой отчетности Нацбанка международными аудиторами», - объяснил необходимость принятия данных законопроектов первый заместитель директора НБУ Александр Писарук.

Не остались чуждыми к этой проблеме и партнеры из Международного валютного фонда. «Я поддерживаю прогресс, которого достиг украинский парламент в области принятия законодательства об усилении независимости Национального банка и продолжении важных структурных реформ в украинской экономике, а это позволит восстановить экономический рост», - говорит директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард.

Однако, если с Нацбанком вопрос кое-как решили, то с законами по «Нафтогазу» и борьбе с коррупцией депутаты решили не спешить.

Законопроект про ограничение моратория на отчуждение имущества должников НАКа «Нафтогаз Украины», который позволяет отбирать за долги имущество компаний (в основном, теплокоммунэнерго), которые не оплачивают использованный газ, ставился на голосование около двадцати раз или даже больше. Только обсуждение норм законопроекта состоялось три раза, и все три раза аргументы депутатов и правительства были полностью противоположными.

«Законопроект дает реальную возможность НАК улучшить свое финансовое состояние и погасить долги, которые в большинстве случаев были созданы искусственно и беспричинно, - отметил заместитель директора парламентского Комитета по вопросам экономической политики Игорь Соловей.

Ему поддержал и премьер-министр Яценюк.

«В чем суть данного законопроекта? Энергетические компании собирают с жителей Украины средства, дают тепло, выставляют счета, люди платят по счетам, компания получает деньги, однако, вместо того, чтобы дать эти средства «Нафтогазу» за проданный газ, отправляют деньги в неизвестных направлениях, в том числе, и в карман частным лицам, - говорит премьер-министр.

- В том случае, если компания получила средства от населения Украины за жилищно-коммунальные услуги и не вернуло требуемую сумму за купленный газ, такая компания должна быть конфискована у владельцев и такую компанию следует обанкротить, чтобы средства людей не пропадали в карманах частных лиц-владельцев энергетических компаний.

Однако, тут же свое слово говорили «Самопомич» и «Батькивщина». «У нас сейчас восемь компаний, которые попадут под действие данного закона, потому что у них долги перед «Нафтогазом» на 5.5 млрд грн. Это - стратегическая собственность, которая не подлежит приватизации. Но этим законом мы позволим «Нафтогазу» реализовать даже такую собственность за долги. Мы категорически против этого», - заявила  представительница  «Самопомочи» депутат Алена Бабак.

С теми же аргументами выступила и лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко.

«Человек, не дай Бог, не оплатит за месяц или два за коммунальные услуги, его выселяют из квартиры. Владельцам энергетических компаний, пожалуйста, миллиарды берут и списывают и не рассчитываются, а олигархи от этого становятся богаче. Поэтому данный закон - закон против олигархов. А тот, кто не проголосует за данный закон, тот поддерживает олигархов», - поразил своей железной логикой Ляшко.

Однако, его услышала только четверть парламента: желающих принять законопроект за основу и в целом образовали небольшую группу - не более ста. В итоге, его приняли только в первом чтении, а к 30 июня побещали подготовить «обновленную» редакцию закона, которая успокоила бы скептиков, которые постоянно заявляют о тайной приватизации «за долги», и обнадежила оптимистов по поводу МВФ, которые хотят оздоровить «Нафтогаз», как этого хочет сам Фонд.

К 30 июня депутаты также пообещали подготовить ко второму чтению и другой  законопроект под МВФ – «О предотвращении коррупции». Он предполагает начало обязательного декларирования чиновниками своей собственности, включая ту, которой они пользуются – чтобы общественность знало не только доходы чиновников, но также, и их расходы.

Нужно сказать, что данный документ следовало принять еще в 2014 году -  на второй день после начала работы нового парламента. И совсем не по требованию МВФ, а потому что большинство депутатов получали свои мандаты под лозунгами мифическом снятии неприкосновенности, об искоренении коррупции и о честной жизни по-новому. Однако, если бы не МВФ и его указание на украинский чиновничий аппарат, это все так бы и продолжалось и чиновники высшего ранга безнаказанно и неподконтрольно жили бы не на одну зарплату со всеми вытекающими от сюда последствиями.

Однако, они и на прошлой неделе в день обсуждения законопроекта не спешили думать о реформах. Презентуя инициативу о декларировании собственности, министр юстиции Павел Петренко отметил: «Это не просто один из законопроектов, принятие которого ждет от Украины МВФ, это - очень важный и основной шаг на пути коррупции и кумовства, а также, злоупотребления служебными полномочиями.

Но, несмотря на всю свою прогрессивность и очевидность аргументов, депутаты только с третьего раза решились рассмотреть предложение правительства по сокращенной процедуре. При этом, желание просто “заболтать” его оказалось настолько заметным, что вместо пяти минут обсуждений по теме, дискуссия затянулась на полчаса и касалась мелочей, таких, как вопрос о том, нужно ли декларировать имущество, которым чиновник пользуется не 6 месяцев, как говорит законодательство, а только пять с половиной.

«Я хочу отметить, что данный законопроект, мягко говоря, несовершенный. В нем так и не написано, что именно будет причисляться к использованию имущества. Один раз ночевать у брата на даче. Это уже использование данной дачи? Один раз проехаться на автомобиле своего друга. Это ли использование? Поэтому, от имени всей фракции я хочу заявить премьер-министру то, что Министерство юстиции должно серьезно подходить к таким ответственным законам», - справедливо заметил руководитель фракции БПП в парламенте Юрий Луценко.

А дальше - более: депутаты еще вспомнили, что по факту, в Украине так и не заработали на полную силу новые антикоррупционные законы, не выяснены вопросы деятельности Антикоррупционного бюро и Национального агентства по противодействию коррупции. Именно поэтому, любые декларации – это как “предоставление ГАИшнику права определить скорость движения автомобиля на глаз”.

Именно поэтому, аргументы в пользу деклараций оказались не услышанными. Фактически – законопроект все так же, был принят в первом чтении и его опять пообещали доработать в течение ближайших семи дней. И все это, по традиции, происходило с “мыслью о народе” и осознанием того, что все проблемы в Украине нужно решать быстро и выигрывать по всем фронтам.

Однако, эксперты уже обратили свое внимание на то, что через неделю больших изменений в данные законопроекты никто вносить не собирается. Законодательных сенсаций на ближайших заседаниях парламентских комитетов, скорее всего, не предвидится. Главной задачей власти и коалиции будет, как ожидается, поиск голосов поддержки, вместо ответов на опровержения несогласных.

Уже изученные тексты законопроектов опять попадут в парламентский зал и будут выставлены на голосование. Вероятно, даже не один раз. Но хватит ли терпения у МВФ смотреть за тем, как Верховная Рада уходит на второй, а затем, и на третий этап голосования?

Как четко подметил премьер-министр Яценюк, мы все время говорим о том, что МВФ от нас чего-то требует. «Так вот, МВФ от нас пока вообще ничего не требует. Это мы просим помощи у МВФ, - говорит премьер-министр в своем телеобращении к украинцам.

Украинские реформы, фактически, нужны не Фонду. Не будет реформ, МВФ просто не выделит Украине очередной транш, вернется в режим «бесконечных дискуссий с правительством и переключит все внимание на умирающую Грецию. А Украине потом придется приложить много усилий, чтобы вернуть себе хотя бы часть того доверия, которым она еще пользуется сейчас.

Так нужно ли в этом случае испытывать на прочность и без того не единую коалицию и разочаровывать единственного кредитора Украины, который еще способен вести с нами диалог? 

Главные новости

→ Все новости
  • В необходимости иметь крепкий иммунитет не сомневается никто. Невосприимчивость организма к инфекции – значение термина immunitas. Что нужно предпринять, чтобы повысить сопротивляемость организма к вирусам, бактериям и быть здоровым?
  • Создание бизнеса требует от человека многого. Успех в этом деле предполагает приложение не эпизодических, а постоянных усилий. Поэтому нужно иметь четкое представление о том, с чем придется столкнуться, что преодолевать, что изменить в себе и своей жизни. Прежде чем стать на путь предпринимательства
  • Большинство людей особо не задумываются о том, каким должно быть постельное белье и как за ним ухаживать. И совершенно напрасно. Вдумайтесь: с тканью постельных комплектов наша кожа контактирует ни много ни мало – треть жизни. Советы экспертов и факты, изложенные ниже, позволят пересмотреть отношени
  • Люди хотят ощущать свою значимость в семье, коллективе, обществе. Быть человеком, которого ценят, к мнению которого прислушиваются – нормальное желание. Уважение окружающих помогает жить, придает уверенности, служит подтверждением правильности жизненной позиции.
  • Стройное тело без грамма жира – мечта многих. Люди упорно стараются избавиться от ненавистных жировых отложений, пропадая в тренажерных залах и скрупулезно высчитывая калорийность своего рациона.
  • Часто родители не обращают внимания на нежелание ребенка ходить в школу. Для них это норма. «Можно подумать, я в свое время очень любил школу. Так что, будь добр, сиди на уроках и внимай» - думают они. Для многих взрослых школа по – прежнему остается заведением, где не приходиться рассчитывать на ко
  • Ухоженность необходима для карьерного роста. Считаете это утверждение преувеличенным? Попробуем разобраться. Множество талантливых людей добивались успеха, совершенно не придавая значения своей внешности. Но другое дело обычный человек.
  • Лето в разгаре. Самое время, усердно употребляя сезонные фрукты, запастись витаминами впрок. А можно ли насытить организм полезными веществами, чтобы их хватило на целый год? К сожалению, нет. Накапливаться способны только жирорастворимые витамины – А, Е, Д, К. И то ненадолго. Например ...
  • Прихода весны мы всегда ожидаем с нетерпением. В это романтичное время года хочется нравиться, выглядеть особенно привлекательно. Но, к сожалению, именно весной проявляются все недостатки внешности. Это связано с рядом причин:
  • Все мы давно наслышаны о необходимости употребления достаточного количества воды. Действительно ли она настолько необходима нашему организму? Что будет, если не соблюдать правильный питьевой режим? Попробуем разобраться.
↑ Наверх