→ Все новости

Цены на бензин, дорожная реформа и многое другое

03/07/2015
Цены на бензин, дорожная реформа и многое другое

Куратор в Мининфраструктуры дорожного хозяйства Украины Роман Хмиль в интервью для УНИАН объяснил, когда будет увеличен акциз на бензин, а также то, какие еще налоги и штрафы будут введены ради финансирования предстоящей дорожной реформы. Кроме того, он рассказал про масштабную проверку «Укравтодора».

Раннее стало известно, что Министерство хочет отремонтировать дороги в Украине за счет цен на бензин. Министерство объясняло необходимость этого шага сильной нехваткой денег на ремонт и строительство наших дорог. Тема спровоцировала широкий резонанс и большое количество дискуссий не только в экспертной среде, но и в украинском обществе. Кстати, отзывы про идею Министерства, в основном, были негативными. Эксперты говорили, что такая идея затея в кризисный период не к месту и, как показывает практика предыдущих лет, повышение цен акцизов на бензин никак не отображается на качестве автострад. Люди в своих рассуждениях сразу справедливо напомнили, что при подорожании бензина до 30 грн, одновременно возрастет цена всех товаров, а это негативно скажется на их уровне жизни. По мнению людей, новые чиновники, вместо того, чтобы бороться с коррупцией, которая тормозит обновление украинских дорог, заговорили риторикой предшественников – говорят о катастрофической нехватке денег и необходимости очередного повышения акцизов на бензин. Мининфрастуктуры также прокомментировало статью, недавно появившуюся в УНИАН, говоря о том, что повышение акциза - это вынужденная мера, именно так и только так можно спасти наши дороги.

Читайте также: Министр финансов Яресько выступила с обращением к украинским гражданам

Конечно, зачем же признавать реальность, давайте просто кричать с дивана, что во всем виновато правительство и коррупция. Так как платить из своего кошелька за качественные дороги не хочется никому! Но давайте определимся, «мы халявщики, или партнеры», как в популярном рекламном ролике «МММ» девяностых годов. Хочу прокомментировать статью, которая вышла на УНИАН, и расставить важные приоритеты... План реформ работает публичный, план реформ дорожной отрасли, созданный на 2015-2017 годы, мы выставили на общее обсуждение. Создаем замечания, принимаем во внимание то, что считаем целесообразным, делаем окончательную дорожную карту и быстро по ней идем, - пишет на своей странице в Facebook ответственный в Минифраструктуры за реформу «Укравтодора» Роман Хмиль, который пришел на эту должность несколько месяцев назад из сферы ІТ-сферы.

Учитывая весомость акцизной темы, на УНИАН вышло уточнение, где чиновник ответил на несколько уточняющих вопросов, в том числе, и на вопросы по дорожной реформе.

Роман, вы работаете уже два месяца в Мининфраструктуры. Какими были первые результаты, которыми вы можете похвастаться?

Я создал абсолютно новую команду, мною были внедрены новые методы управления проектами, разработаны две дорожные карты: по дорожному рынку и по автотранспорту. И пока что, все это успешно развивается. Это - также, определенный успех и стоил он мне дорого - ведь работаю без выходных.

Строите ли вы планы на долгосрочную перспективу?

У меня есть горизонт - это два года. Думаю, что это можно назвать долгой перспективой, ведь в министерстве команды меняются почти ежегодно.

Сейчас - самая обговариваемая тема – это инициатива Министерства опять повысить в акциз на топливо. Почему так внезапно Министерство подняло данный вопрос?

Вопрос был резко поднят как раз журналистами, а не министерством. Мы об этом рассказали, как об одном из механизмов обеспечения финансирования дорожной сферы, на будущее. А журналисты писали, что министерство уже собралось поднимать акцизы. Впереди еще очень много дискуссий, эксперты вместе с общественностью, будут проводить экономические расчеты – насколько нужно поднимать акцизы, как это отразится на ценах на бензин, а также то, сможем ли мы вместе с Антимонопольным комитетом остановить повышение цен и т. д.

Однако, согласно планам Министерства, рост акциза планируется на следующий, 2016 год…

Сейчас эта проблема только в процессе обсуждения, решение по ней будет принято лишь через пару лет, после всех дискуссий, не только экспертных, но и общественных.

По приоритетности вариантов пополнения Дорожного фонда, рост акциза сейчас находится на последнем месте. На первом месте стоит вопрос собираемости акцизов, которые уже существуют. Кроме того, важно их целевое использование на дороги - для этого мы создадим государственный Дорожный фонд и территориальные Дорожные фонды в каждой отдельной области.

Читайте также: Парламент столкнулся с коррупцией на законах от МВФ

Сейчас акцизы дают бюджету около 40 млрд грн, или немного меньше, ведь в 2015 году был сокращен объем потребления из-за падения экономики. Так что, в 2015 году будет собрано около 30-35 млрд. «Укравтодору», при этом, выделили только 3.4 млрд грн на ямочный ремонт, всего лишь, 700 млн грн - на программу «Дороги Карпатского края» и еще 19 млрд грн - на погашение уже существующих кредитов. Ясно, что остальные средства идут на финансирование иных статей бюджета или вообще не идут.

Все верно, когда люди говорят - ребята, мы уже оплачиваем акцизы, но где же дороги? Нужно деньги от акцизов, которые уже есть, прозрачно перевести в государственный Дорожный фонд и пустить исключительно на дороги!

Какие еще существуют варианты увеличения суммы сбора денег на дороги?

Второй этап повышения уровня доходов - это борьба против теневых рынков нефтепродуктов. По данным экспертов, около 30-40% данного сегмента рынка, а может, даже, 50%, работают нелегально и, естественно, акциз с этих нефтепродуктов не взымается. Правильно говорят, что перед тем, как повышать акцизы, надо вывести нефтепродукты из тени, сделать их все легальными чтобы не наказывать законопослушные компании, которые честно платят свои налоги и акцизы.

Третий этап плана – деньги с грузовиков, которые весят больше 12 тонн и большие штрафы за перегрузку.

За этот год мы пройдем эти три первых шага, но убежден, что увидим, что денег все равно не будет хватать, ведь нужно ремонтировать дороги скорее, больше и качественнее.

Только подумайте: у нас 430 тысяч километров дорог, из них 97% в неудовлетворительном или, даже, аварийном состоянии. Чтобы привести их в должный порядок за 10 лет, требуется выделять около 100 млрд грн в год.

Я спрашиваю себя - где же мы возьмем эти деньги? Даже если все меры, названные выше, будут выполнены, и при том уровне акцизов, которые существуют сейчас, мы будем иметь доход в два раза ниже денег, чем требуется. Дело в том, что наши акцизы намного ниже, чем у всех наших соседей. (При этом, чиновник промолчал, что и зарплаты у нас, также, самые низкие).

И тогда общество обязано будет определиться: или ремонт дорог за 10 лет с повышением акцизов, или потерпим еще 20-25 лет до полной разрухи, однако платить больше не будем.

Я уверен, что люди будут не против платить больше, если они будут знать, что эти средства пойдут именно на ремонт дорог, которые будут функционировать еще 30 лет и ими смогут воспользоваться наше будущее поколение.

Вы поведали один из приоритетов Министерства инфраструктуры – выведение нефтерынка из тени, однако, это же непрофильное направление. Что готово предложить министерство для решения этой проблемы?

Мы надеемся, что будем плодотворное сотрудничество в этом вопросе, например, с губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили. Как раз, через границу с Молдовой, через Одесскую область идет огромная доля нелегальных нефтепродуктов. Мы собираемся перекрыть каналы этих поставок в Николаевскую и Одесскую области. Мы собираемся обращаться к таможенникам, в налоговую службу, в прокуратуру и к губернаторам областей для ликвидации коррупции в данной сфере. Всем нужны дороги, а на дороги требуются деньги, и нам нужно вмести эти деньги выводить из тени.

Что насчет акцизов? Вы объясняете их рост тем, что в Украине они ниже, чем у соседей? Но и доходы наших сограждан намного меньше, чем у европейцев…

Это подобно качественному ремонту в вашем доме! Хотите европейские дороги – надо платить рыночные цены за них. Или давайте возьмем опыт соседних, постсоветских стран. Акцизы у нас ниже, чем у тех же белорусов, россиян или казахов. Эти государства ближе к украинским реалиям. Когда там произошел бум дорожного строительства? Когда они подняли акцизы, перенаправили средства на дороги и начали строить транспортные коридоры. Здесь доходы граждан не при чем.

В России та же проблема, что и в Украине - сильная коррупция в дорожной сфере. Поэтому, ч не думаю, что приведенный вами пример правильный

Может быть. Но и те километры новых дорог, которые там, все-таки, построились – как в Беларуси, так и в России, стали реальными благодаря повышениям акцизов. Не исключаю, что тот акциз, который был до повышения, крали, но новый акциз стал жестко контролироваться. Наверное, дело в этом.

В Украине акциз повышался по несколько раз в год, но на дорогах это никак не сказалось. Кроме того, уровень украинского акциза не сильно отличается от уровня акцизов в соседних государствах...

Я говорю, что мы должны определиться – вывести из тени бизнес нефтепродуктов, основать дорожный фонд целевого финансирования, убить коррупцию, провести реформы в «Укравтодоре», и у нас будет эффективная машина, которая будет честно и эффективно строить дороги.

Но мы потом будем говорить о том, что средств все равно не хватает. И это - проблема для национального диалога: хотим ли мы скинуться, чтобы получить дороги скорее?

Вы считаете, что сейчас украинцы платят мало акцизов и этих денег мало для проведения первых этапов дорожной реформы?

Нет. Этих денег, если бы они направлялись на нужные цели, то есть, на дороги, было бы достаточно, но только для первых этапов.

Читайте также: В Украине стали покупать меньше подержанных автомобилей

Еще на счет темы акцизов: вы в предыдущих интервью рассказывали, что оцениваете доходы от локального «пистолетного» 5% акциза в 10 млрд грн, а с добавлением бюджетных 3 млрд - получается 13 млрд гривен. Этого вполне хватило бы на содержание наших дорог. Как обстоят сейчас дела с поступлением налогов?

Мы запросили в Министерстве финансов статистику собираемости местного акциза. Так, в рамках этих 5% за первые три месяца 2015 года – было собрано 1.5 млрд грн. Это значит, что с такими темпами данный показатель составит всего 6-7 млрд в год. Но есть проблема с данными деньгами - они идут в местные бюджеты и не фиксируются целевыми. Ошибка, которую допустили при принятии изменений в законодательство, заключается в том, что эти деньги не прописаны, как целевые средства на дороги. Минфин говорит - да, деньги идут, а местные советы используют их на различные цели.

У специалистов другое мнение. По их подсчетам, данный налог платит меньше половины всех операторов АЗС. Однако в стоимость бензина он включается и составляет около 1 грн на литр…

Как это они не платят АЗС? Все отчеты идут в налоговую по чекам. Может быть, есть какие-то махинации на заправках, например, когда человек не берет чек и его забирают. Потом, в базе данных удаляют данную операцию. В этом и заключаются махинации. Это проблема финансовой инспекции. Однако, официально, продать бензин «в белую» и не заплатить налог, нереально.

Откуда такая уверенность, что правительство пойдет на основание Дорожного фонда и деньги из него будут использоваться по назначению, если даже местные налоги не идут на дороги? Названные вами 40 млрд грн от акцизов - большие деньги, которыми страна в такое кризисное время закрывает дыры в других отраслях экономики…

Закон принимает парламент. Поэтому депутаты, которые представляли интересы всех громад Украины, должны решить данный вопрос. Тема дорог ​болезненна для всех людей. Если вы спросите у людей на местах - что вас больше всего беспокоит, то дороги войдут в тройку самых главных проблем.

На дорожном вопросе перед местными выборами, а они пройдут уже этой осенью, особенно сильно спекулируют. Не смотря на то, что на деле никаких изменений не предвидится.

Конечно, спекулируют. И пусть дальше это делают. Все, что говорят политики, - это, в определенной мере - спекуляция. Однако, на них давит общество, и политики должны что-то обещать, а потом и выполнять. Спекуляция - это когда сказал что-то и не выполнил, и вот тогда нужно выбирать другого депутата, или давить на того, который это обещал - в этом и заключается наша гражданская ответственность. Поэтому я думаю, что депутаты проголосуют за данный законопроект.

То есть, ответственность за основание данного фонда вы совершенно полностью возлагаете на ВР?

Да. Сейчас создана рабочая группа. Ее возглавил глава Мининфраструктуры Андрей Пивоварский. В нее попали депутаты от всех фракций коалиции. Ее цель – это быстрое продвижение законопроектов, которые относятся к с дорожной отрасли. Все фракции сказали, что хотят эту задачу выполнить, ведь дорожный вопрос очень важен для нашей страны.

В министерстве рассматривают вариант того, что цена на нефть восстановится на предкризисном уровне - более, чем 100 долларов за баррель? Как это отразится на стоимости бензине и на экономике Украины в общем?

Давайте мы доживем до вопроса повышения акциза через несколько лет, тогда и будет более ясно, что делается на рынке.

План развития дорожной отрасли предполагает создание законопроектов для внедрения их в жизнь в 2017 году, платы за движение грузового транспорта с весом более 12 тонн. Кроме того, вы собираетесь ввести штрафы за перегруз машин. С чем связаны данные инициативы?

Это наш третий источник доходов для дорожного фонда. 80% суммы акциза сейчас платят легковые автомобили и только 20% - грузовые. А 95% ущерба дорогам наносят, как раз, грузовики. Поэтому будет более справедливо, если будет введена плата за проезд для машин весом более 12 тонн.

Штрафы за перегруз грузовиков не станут основным источником поступления денег, однако, они отлично защитят дороги от перегруженных грузовиков. Опыт других стран показал - как только начинается жесткий весовой контроль, через три месяца уже не будет нарушителей. Штраф в Польше за перегрузку на 1 тонну - 1.5 тысячи евро, а в Германии - 10 тысяч евро. Как только они начали действовать, через три месяца было максимум 5% нарушителей на дорогах, а перегруз составлял не более, чем 10% от нормативов. У нас сейчас этот показатель достигает 100% от норматива. Так что, в первые три месяца мы получим хорошие доходы, но потом этот источник поступлений будет просто окупать затраты на содержание систем контроля веса. Тем не менее, этот контроль крайне необходим, чтобы защитить наши дороги.

Сколько планируете заработать денег от введения платы за проезд для тяжелых машин?

Пока есть лишь предварительные рассчеты специалистов. Конечно, плата будет вводиться не на всех дорогах одновременно, а лишь на тех, которые отремонтированы и находятся в хорошем состоянии - сначала на автострадах первой категории. Потом отремонтируем дороги из второй категории и введем плату за них. Поэтому доходы будут повышаться. Точные цифры будут понятны только через 3-4 года. Если tolling будет введен хотя бы на 30% наших дорог, то сумма поступлений будет равна от 5 до 10 млрд грн в год - то есть, до 10% всего Дорожного фонда.

Мининистество инфраструктуры презентовало пилотный проект Дорожного фонда в Николаевской области. Когда его собираетесь запускать и как он будет работать?

Проект в общем, приняли дружелюбно, но есть много деталей. За две недели мы исправим ошибки и встретимся снова для обсуждения всех деталей. Но это не только наш проект, но и региональный. Мы пришли с идеей того, как это можно провернуть в условиях отсутствия денег. На самом деле, мы предложили основать Николаевский территориальный дорожный фонд как филиал Мининистерства инфраструктуры или областной государственной администрации, или же, подобно коммунальному неприбыльному предприятию. В случае успешной работы Николаевского проекта, мы рассматриваем возможность запустить аналогичные проекты в Одесской и Львовской областях.

Министерство готово проконтролировать данный процесс?

По проекту должен быть основан наблюдательный совет фонда, в котором были бы представлены общественность, финансовая инспекция, а также, представители всех сторон. Так они смогут контролировать друг друга.

Каким будет дорожный бюджет на 2016 год по вашим прогнозам?

Если примут закон о Дорожном фонде, то бюджет будет составлять 40 млрд грн, из которых 14 млрд грн отправят на погашение долгов, образовавшихся в предыдущие годы. На дороги останется около 26 млрд гривен вместо жалких 4 млрд в этом году.

Ведутся ли переговоры с международными финансовыми институтами о предоставлении кредитов в дорожных целях?

Проводятся. Думаю, около 1 млрд долларов мы получим от банков, которые уже работают с Украиной, – ВБ, ЕБРР, ЕИБ.

И в этом году уже проходит финансирование. В 2015 году нам отправят около 4 млрд грн. На эти деньги проводится ремонт автострады Киев-Харьков, части дороги Киев-Одесса и участка дороги из Киева на Яриловичи в Беларусь, кроме того, за эти деньги содержится и дорога Киев-Чоп. Подробный план использования этих средств мы недавно поместили на сайте министерства.

Согласно реформе «Укравтодора», за ним остаются лишь функции заказчика, а подрядчики будут выбираться только конкурсной основе. Однако, уже сегодня есть негативный пример проведения похожих конкурсов. Так, печально известная донецкая компания «Альтком», которая стала известна благодаря теневым операциям во время сооружения инфраструктуры к Евро-2012, которую возглавляет учительницей йоги на Кипре, в 2015 году получила подряд на строительство части дороги Киев-Одесса общей стоимостью в 22 млн евро. Министерство проводит проверки этих подрядов?

Финансовая инспекция две недели назад начала комплексную проверку не только «Укравтодора», но и дорожного всего хозяйства. Будут проверены все контракты еще с 2010 года.

То есть, можно рассчитывать на то, что обворовавших нашу страну привлекут к ответственности?

Конечно. Уровень задолженности, который мы получили от предшественников, сейчас составляет около 3 млрд грн. Все это - долги «Укравтодора» и Службы автомобильных дорог, которые идут от подрядных организаций еще с 2011-2013 годов. И часть этих долгов фальшивая. Поэтому будет проведено расследование всех актов сдачи и приема работ на трассах. Это сложный вопрос, ведь проверить воочию качество работы на дороге, которые закончились еще в 2012 году, очень сложно. Но проверка будет проведена. Это - прямая обязанность финансовой инспекции, и мы всеми способами будем стимулировать этот процесс.

На чем основывается расчет вашим министерством цены ямочного ремонта? Предыдущими реформаторами оглашались разные суммы...

В среднем один квадратный метр ямочного ремонта в зависимости от технологии, которая употребляется, обходится в 400 гривен. Главная проблема ямочного ремонта в том, что он не имеет смысла. Если мы объявляем тендер на выполнение ямочного ремонта, то иностранные компании тут же заявляют – он обойдется в 10 раз дороже. Дело в том, что такого вида ремонта дорог в Европе вообще нет. На Западе он называется аварийным ремонтом – вырезается вся часть поврежденной трассы и полностью переделывается, участок затем используется год или два. А у нас ямочный ремонт держится только от 3 до 6 месяцев.

В Украине сейчас около 160 тысяч километров дорог нуждаются в срочном ремонте, а на это требуется 10 млрд грн. Сейчас выделено всего 1.7 млрд грн. И что же нам теперь делать? Можно выполнить пятую часть объема работ так, как это обычно и делают в Европе, и дорога проработает где-то два года. Но в этом случае у нас остаются 80% дорог в ужасном состоянии. В этом году мы еще применяем ямочный ремонт, ведь некоторые дороги в аварийном состоянии, по ним вообще невозможно проехать. Чтобы системно поменять ситуацию, нужно основать Дорожный фонд, тогда все деньги с акцизов на бензин будут идти только на строительство, ремонт и эксплуатацию дорог. Сейчас мы делаем все, чтобы уже с 2016 года данная система функционировала нормально.

А во сколько обходится стране строительство одного километра новой дороги?

Строительство одного километра новой автострады первой категории, с четырьмя полосами движения, может требовать от 50 до 100 миллионов гривен на свое сооружение. Кроме самих строительных работ и цен на материалы на цены влияет и число строений, искусственных сооружений, дорожных развязок, пешеходных переходов, которые нужно построить, фактор местности, то есть, ландшафт, а также, необходимость устройства и переноса коммуникаций.

Как сейчас обстоит ситуация с проектом первой в стране концессионной платной трассы Львов-Краковец? На каком этапе сейчас выбор претендентов на ее строительство?

Первый этап тендерного отбора к этому проекту закончится только 24 июля. После приема всех документов и рассмотрения всех заявок будет ясно, кто сможет выполнить проект, а кто не сможет. Потом будет и второй этап, где уже будут названы предложения по стоимости строительства, по источникам поступления финансирования и другим важным деталям.

Есть ли уже примерные расчеты, сколько будет стоить проезд по будущей дороге?

Пока этих данных не имеется. Подсчет стоимости - это и есть предметом конкурсных торгов, и поэтому сейчас нельзя сказать, во сколько обойдется проезд на этой дороге.

Главные новости

→ Все новости
  • Очень занят – значит при деле, добьешься своего, получишь результат. Многие разделяют такое мнение о занятости. В мире, перенасыщенном информацией, которая предоставляет столько возможностей, нельзя быть не занятым. Иначе можно что-то пропустить, не успеть, остановиться на полпути. Но что стоит за с
  • Лето и осень – самое время насытить организм витаминами, которыми буквально изобилуют свежие фрукты и овощи. Нельзя упускать возможность укрепить здоровье – с витаминами оно связано напрямую. Находясь в составе ферментов, эти вещества влияют на все процессы жизнедеятельности, и даже маленький недост
  • Вы считаете, что ароматов много не бывает, и все время пополняете свою парфюмерную коллекцию? Или у вас один - любимый аромат и вы ему не изменяете долгие годы? Как все-таки правильно, нужен ли человеку целый парфюмерный гардероб? И, главное: что необходимо знать, чтобы запах ваших духов радовал вас
  • Ситуация, когда не можешь заставить себя взяться за работу, знакома многим. «Потом», «еще успею», «сегодня не время…», - каких только оправданий не придумывает наш изобретательный мозг, уводя от решения проблемы, особенно если она не из легких.
  • Быть здоровым и молодым как можно дольше – тренд сегодняшнего дня. Под прицелом внимания человечества чудодейственные диеты и новые суперпродукты. Увлекаясь ими, мы часто не придаем значения тому, что уже есть на нашем столе.
  • Коллаген – вещество номер один, если речь идет о молодости кожи. Именно благодаря ему мы радуемся, видя отражение своего юного лица в зеркале. А его постепенная потеря становится причиной нашего огорчения, когда замечаем первые признаки старения. Гибкие белковые волокна коллагена и эластина, пересек
  • Насколько важен качественный сон, мы начинаем понимать, когда уходит способность мгновенно засыпать и просыпаться с энергией вновь заряженной батарейки. И, если в детстве и юности приходилось даже сопротивляться этому, как казалось тогда, вору нашего времени, то с возрастом воспринимаем его как благ
  • Необходимость принять и полюбить себя сегодня осознают многие. Ведь без этого вряд ли получится быть счастливым человеком, даже находясь на вершине успеха. Но почему нередко намерение изменить отношение к себе не приводит к результату? Неужели полюбить себя так сложно?
  • Резкие перепады температур, мороз, ветер, сухой воздух помещений - неизменные спутники холодного времени года. Мы к ним легко адаптируемся. Но не наша кожа. От этих стрессовых факторов она может серьезно пострадать. Что предпринять, чтобы этого не случилось? Что нужно коже зимой?
  • У каждого занятого человека есть определенные планы на день. Хорошо, если все задуманное удается осуществить. Но, бывает, к концу дня выясняется, что некоторые важные вопросы так и не удалось закрыть – то ли прошли мимо внимания, то ли сил не хватило. Как научиться успевать многое, не забывая о глав
↑ Наверх